Дзюбан Эмма Акоповна - логопед 

Образование – высшее.В 1992 году закончила 11классов  и поступила в  Саратовский государственный педагогический институт им. К. Федина. В 1997году окончила  институт  по специальности учитель и логопед специальной (вспомогательной) школы. Стаж работы по специальности 13 лет.


ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ .

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?». Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающей экологической обстановке, и в том, что, уже, будучи беременной, будущая мама не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что всё меньше родителей уделяют должное внимание речевому развитию своих детей. 

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорит до 2-х лет, то сделает это в три года. Да проявление индивидуальных темпов развития возможно. 

Есть дети, которые молчат до 3-х лет, а потом начинают говорить много, правильно произносить все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растёт. 

Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач. 

Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течение беременности Матеи, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё. 

Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарств, которые может назначить ребенку невропатолог. 

Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас .

О НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 

Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном доме. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок символизирует о состоянии дискомфорта. 

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если ваш ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит на распев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а, у-а-а», «ау», «аха», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, Вы стимулируете его речевое развитие. 

В 2,5- 3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием, заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову. 

В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении с взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеётся в ответ на обращение мамы или другого взрослого. 

К 5-6 месяцам нормально развивающийся ребенок начинает лежать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма, пу-па, ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! 

Если Ваш малыш гулит, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо сразу показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное обследование слуха. 

Примерно с 7-8 месяцев в речевом развитии начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит несколько слогов с разными интонациями. 

К 10 месяцам малыш научиться понимать значения слов «да», «нет», сопровождая их соответствующими движениями. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает……….. для его развития. Ребенок всё чаще произносит слоги и сочетание слогов, подкрепляемые взрослым. 

К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «ав-ав», «пи-пи» и т.д. 

К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка сиди тут», «Хочу пить чай». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь если они будут звучать как «хаёси»,»пахой», «басёй», «маикий», «касий». К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш все согласные звуки произносит смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все согласные звуки ([б], [б,], [п], [п,], [м], [м,], [т], [т,], [н], [н,], [к], [к,], [г], [г,], [в], [в,], [ф], [ф,]), строит простые предложения(«Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще много грамматических ошибок( «пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. 

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с,], [з], [з,], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные). Он с удовольствием рассказывает то, что видел на улице, по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок в этом возрасте произносил звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьёзного нарушения звукопроизношения. 

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказывать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке. 

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной, ситуативной. 

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка. 

К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет всё богатство родного языка. 


Социально-психологическая служба | Школьный психолог | Социальный педагог | Логопед | Школьный омбудсмен |

Наверх