В настоящее время в нашей школе реализуется  долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.

Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.

В нашей школе уже смонтированы широкие входные двери, пандус, санитарно-гигиенические помещения, оборудована сенсорная комната, кабинет логопеда и медицинский кабинет

 Нынешние дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет.   А  учебная  нагрузка приводит  к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья, развиваются неврозоподобные состояния. Это в свою очередь становится проблемой  для ребенка и сказывается на его учебной деятельности.
Поэтому  школе  нужны технологии, обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную эффективность обучения.  Большое внимание в школе уделяется здоровьесберегающим технологиям. Одна из них сенсорная комната.

Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое  средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников.

Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Сенсорная комната - это идеальная обстановка в которой ребенок  не только расслабится, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.


Мягкие модули.

Это маты, пуфики, кресла-груши. Они способны принимать форму в соответствии с изгибами тела ребенка и равномерно распределять давление по всей площади соприкосновения с ними. В результате чего позвоночник принимает анатомически правильное положение, кровь циркулирует свободно, снимается напряжение с мускулатуры, расслабляется позвоночник, межпозвоночные диски, а тепло пуфиков снимает мышечные боли, что наиболее важно детям с  нарушением опорнодвигательного аппарата.


Сенсорная тропа воздействуют на рецепторы стопы, способствуют профилактике плоскостопия, оказывают оздоровительный эффект.

Воздушно-пузырьковая колонна дает сильную зрительную, тактильную, слуховую стимуляцию. Пузырьковая трубка мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Прикоснувшись  к трубке, вы почувствуете мягкую вибрацию пузырьков. Безопасное угловое зеркало создает  оптический эффект расширения пространства.




Столик для рисования песком. Служит для развития мелкой моторики, воображения, снятия стресса.




Музыка неотъемлемая часть сенсорной комнаты.   Положительные  переживания  во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.  Спокойная  музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга, активизирует иммунную систему. Зрительная и звуковая среда, спокойная музыка и  медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще.





Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов,  улучшает зрительную и моторную координацию.
 



В сенсорной комнате используется метод релаксации.  Занятие состоит из трех основных частей:
  -вводная (приветствие, разминка)
  -основная (релаксация, игра)
  -завершающая (подведение итогов, прощание)

Сенсорная комната - это маленький рай, где все журчит, звучит, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи и успокоится. 

Основная технология в работе педагога-психолога является психологическое сопровождение развития личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Суть психологической работы с детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения, группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей, так и для членов их семей.






Кабинет логопеда

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета:
- Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учётом особенностей и коррекции недостатков их развития, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей  и логопеда. 

Насыщенность среды кабинета соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы "Доступная среда". Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) в соответствии со спецификой Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели. Наличие в кабинете полифункциональных  предметов, в том  числе природных материалов и пр., пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в  детской игре). 

Вариативность среды предполагает: наличие в кабинете различных пространств (для игры, конструирования, и пр.), а также разнообразных материалов, игр и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость обучающего материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 

Доступность среды предполагает: свободный доступ детей к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.   

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.



Логопедический стол, логопедическое зеркало, логопедические зонды

Зона для групповой работы





Наверх